Версия для слабовидящих
Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Версия для слабовидящих
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

     

    КАК  НАСТРОИТЬ    РЕБЕНКА  НА ПОСТУПЛЕНИЕ  В   ШКОЛУ

     

    • Не  обсуждайте  при   ребенке  волнующие  Вас  проблемы, связанные  со школой.
    • Как  можно  раньше  проведите  оздоровительные, развивающие  или  корректирующие  мероприятия, которые  нужны,  на  Ваш  взгляд, ребенку.
    • Если  ребенок  не  посещает  подготовительные  занятия  в  школе, познакомьте ребенка  заранее с учителем, к которому  он в скором  времени  придёт.
    • Настройте  ребенка  как  можно  позитивнее  к  его  поступлению  в  школу.
    • Учите  ребенка  дома  всем  необходимым  навыкам самообслуживания.
    • Не  угрожайте  школой  как  наказанием  за  детские  шалости и непослушание.
    • Не  нервничайте  и не  показывайте  свою  тревогу  накануне  поступления  ребенка  в  школу.
    • Планируйте  свой  отпуск  так, чтобы  в  первый  месяц  посещения  ребенком  школьного   коллектива  у  Вас  была  возможность встречать его.
    • Настраивайте  ребенка  на  мажорный  лад, внушайте  ему, что  это  очень  здорово, что  он  дорос  до  школы и  стал  таким  большим.

     

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ    ПОРТРЕТ

    ИДЕАЛЬНОГО    ПЕРВОКЛАССНИКА

     

    1. Педагогическая готовность:

    –   начальные навыки чтения, счёта, письма;

    –   навыки рисования;

    –   звуковая культура речи (чистая речь);

    –   умение развернуто ответить на вопрос;

    –   хороший словарный запас;

    •  хорошая общая осведомленность, понятливость.

     

    2. Интеллектуальная готовность:

    –   любознательность;

    –   развитое воображение;

    –   хорошая ориентировка в пространстве и времени;

    – развитое наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;

    – развитая тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);

    –   хорошая память;

    • развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции, может  действовать  по заданному образцу);

    – интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);

    • предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, способность сформулировать вопросы, способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).

     

    3. Мотивационная готовность:

    –   выраженность познавательных интересов;

    –   стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.);

    • принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.

     

    4. Эмоционально-волевая готовность:

    –    способность  управлять своим поведением ( выполнять не только привлекательную работу);

    –    сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;

    –    эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);

    – произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания), способность к длительному (15–20 минут) сосредоточению;

    –  умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);

    •    умение продолжить  действие, приложив к этому волевое усилие.

     

    5. Коммуникативная готовность:

    – желание общаться со взрослыми и детьми;

    – умение установить контакт с учителем;

    • чувство  дистанции;

    – умение устанавливать контакт со сверстниками, выполнять совместную работу

    – умение войти  в детский коллектив и найти свое место в нем;

    • способность поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

     

     

    ГОТОВ  ЛИ ВАШ  РЕБЕНОК  К  ШКОЛЕ?

     

        Итак, ребёнок  уже «совсем  взрослый». Он  много  умеет, много  знает. И  основной  вопрос, возникающий  перед  детьми  6-7 лет  и  их  родителями, касается  школы. Скоро  его  1 сентября!

        Как  он  пойдёт  в  школу? Понравится  ли  ему  учительница, а он – ей? Подружится  ли   с  одноклассниками? Как  сделать  так, чтобы  исполнилась  мечта  вашего  ребёнка  «получать  одни  пятёрки»?    Вы, конечно, волнуетесь. Ещё большее волнение испытывает ребёнок, ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Давайте  вместе  поможем  детям  быстрее привыкнуть к новой жизни.

         Помните,  что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

           Какие же составляющие входят в «набор»  школьной готовности? Это, прежде всего мотивационная и волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

     

        Ещё   есть  время  как  следует  подготовиться  к  школе, сделать  обучение  радостным.    Неважно, осталось  ли  до  этого  лишь  несколько  месяцев  или  чуть  больше  года. В  ваших  силах  найти  слабые  места  и  сделать  их  сильными. Начните  работу, и  тогда  школа  станет  для  Вашего  ребёнка  местом, куда  он  будет  с  радостью  стремиться  каждый  день.

     

     

     

     

    Что такое  психологическая готовность к школе?

     

    Психологическая готовность – способность ребёнка выполнять  требования, предъявляемые  школой:

    • ответственное отношение к школе и учёбе,
    • произвольное управление своим поведением,
    • выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний,
    •  установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, в  основе  которых  совместная  деятельность.

    Что  такое интеллектуальная готовность?

     Многие родители считают, что именно она является главной составляющей готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. На самом деле главное –  наличие у ребёнка  высокого психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

            Детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании. Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и даёт возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. Важно развивать мышление детей: учить их  выделять главное, обобщать,  то есть использовать   понятия, термины.

     

     

            

    Что  такое  мотивационная  готовность?

    Мотивационная готовностьэто наличие у ребёнка желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не  всегда  так.

     Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница, и уроки) является новым.

    Это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что Вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сёстрам, когда те засиживаются за уроками.

    Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например на портфель и учебники, а также закреплённые за ним обязанности, например рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют  мотивационную готовность.

             Если вы хотите помочь ребёнку  учиться в школе радостно,  начните  со следующего:

    – расскажите, что  значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

    – воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;

    – воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

    • никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

     

     

            

    Волевая готовность

     

    Необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

            Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв).

    Чтобы успешно учиться в первом классе, ребёнок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.

     

     

     

    Умение учиться

    У ребёнка, который умеет учиться, наблюдаются такие черты:

    – понимает, что он чего-то не умеет или не может, и приучен говорить об этом с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл в какую сторону пишется буква «ю»;

    – умеет отличить новую задачу от старой и задумывается над тем, как её решить, а не выкрикивает первый попавшийся ответ;

    – отличает вопрос, на который можно ответить поразмыслив, посмотрев, пощупав, от вопроса, на который невозможно ответить без дополнительных знаний, которые можно извлечь из учебника и книг или добыть у взрослого;

    – может не просто сказать взрослому о своём незнании, неумении, непонимании в негативной манере («Я не знаю», «Я забыл», «У меня не получается»), но даже сформулировать причины своих трудностей, рассматривая предмет с разных точек зрения («Я не знаю марки этой машины: спереди она похожа на «Москвич», а сзади – на «Жигули», а не объявляющий с видом знатока, что это «Жигули» новой модели).

    Присмотритесь к своему ребёнку: есть ли у него эти качества? Если да, то будьте уверены, что, несмотря на кривоватые палочки в прописях и пока далеко не беглое чтение, он прекрасно справится со всеми школьными трудностями.

     

    Учите ребенка общаться

    Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Что же родители могут сделать для того, чтобы научить ребёнка общаться? Прежде всего, обратите  внимание на  следующие навыки ребёнка:

    – умеет  слушать собеседника, не перебивая его;

    – говорит  сам только после того, как собеседник закончил свою мысль;

    – пользуется  словами, характерными для вежливого общения, избегает  грубостей и вульгаризмов.

    И ещё один совет: учите ребёнка слушать других, но и сами признавайте его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребёнка и подчиняться формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Всё это – залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребёнку огорчения.

     

    Рекомендации
    по повышению уровня готовности к школе

     

    Многие считают, что если ребёнок посещает подготовительные занятия, то готовность к школе  полностью обеспечивают сотрудники образовательного  учреждения. Действительно, специальные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении ребенок  проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».

    Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

    · Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.

    · Обучение требует систематичности: 10–15 минут каждый день дадут больший результат, чем час–два в выходные.

    · Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре

    · Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».

    ·  Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

    · Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ребёнка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В процессе наблюдения и отчёта о наблюдениях развивается речь детей. А союзницей вашей будет природа.

    · Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.

    · Не старайтесь «натренировывать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.

    · Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, т. к. неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т. п.

     

      О чем следует сказать учителю
    перед началом учебного года

     

    Очень важно  рассказать учителю о  своём  ребёнке. Ложный стыд и нежелание родителей сообщать учителю о тех или иных особенностях (и особенно – «слабостях») ребёнка усложняют не только работу педагога, но часто бывают причиной трудностей самого первоклашки. Бывает, учителю требуется не один месяц, чтобы разобраться в причинах этих трудностей, а ведь могло хватить одного разговора.

    Итак – расскажите учителю о развитии и здоровье ребёнка, особенно если у него есть хронические заболевания, нарушения зрения и слуха. Особо отметьте, если ребёнок очень ленивый или левша.

    Не забудьте рассказать:

    • как работает ребёнок (спокойно, целеустремлённо, быстро отвлекается, рассеянный, быстро 

        утомляется);

    • каковы особенности его поведения (спокойный, дисциплинированный, беспокойный, легко возбудимый, раздражительный, плохо управляемый);
    • как  реагирует  на  замечания и  критику;

    –  как общается с окружающими (со взрослыми, с детьми);

    – что Вы знаете об особенностях его мышления, памяти (воспринимает только конкретный материал, владеет абстрактными понятиями, может обобщать; память – хорошая или плохая);

    – как развита речь (произносит правильно все звуки, неправильно несколько звуков, заикается, умеет пересказывать, употребляет распространённые предложения, пользуется эпитетами, речь бедная, односложная; умеет ли понять смысл картинки, рисунка, рассказа).

    Если вы занимались или занимаетесь у логопеда, не забудьте сообщить об этом.

     

     

     

    Памятка родителям первоклассников

     

    · Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.

    · Следите за состоянием здоровья ребенка и занимайся реабилитацией всех выявленных отклонений.

    · Узнайте у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько «зрел» или не «зрел» ребенок, или же проведите самостоятельно ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома. Даже если ребенок зрел, то всё равно психологически готовьте его к школе, ко всем тем трудностям, которые его там ждут. Если малыш условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться как-то сделать «зрелыми» даже «незрелые» критерии, используя рекомендации психолога и педиатра. Если ребенок Ваш не зрел, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его по Вашей просьбе записали в школу. Вам надо выбрать только школу, которая ему необходима, которую Вам посоветуют на медико-психологической комиссии.

    · Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

    · Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получиться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.

    · Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

    · Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

    · Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите то, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

    · Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

    · С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

    · Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.